Предупреждение: у нас нет цензуры и предварительного отбора публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

Ваше мнение

На этой странице свободно обсуждаются любые темы. Просьба избегать матерных выражений и грубых личных "наездов". Модератор может удалить реплику без предупреждения и объяснений. Намеренное хулиганство будет пресекаться. "Неторопливое общение" - в "Дискуссионном клубе".
Измышления из ВМ


1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
2008: Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Сентябрь        2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1  2  3  4  5  6  7
 8  9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 

Комментарии (41): Сначала новые  |  Сначала старые

С тчк Тютькин05.09.2008 23:26:44

//какие-то поползновения насчет НАТО и у финнов появились.//

Что характерно - как раз сейчас они России боятся меньше :) Раньше, наверное, из страха не вступали :)

А вообще, быть в НАТО - дешевле, чем самим поддерживать обороноспособность. В Швеции тоже говорят, что надо отказываться от нейтралитета - дорого.


С тчк Тютькин05.09.2008 23:20:28

//Я понимаю, что можно обсуждать фразу "Среди соседей России нет никого, кроме врагов и вассалов" //

Интересно, а про какую другую значительную страну можно сказать по-другому? Ну, США и Канада - возможно, Канада и не вассал (как им кажется), но ведь, все-таки, язык, культура, экономические связи (по причине невозможности альтернативы) - т.е. основания для дружбы более глубокие, нежели, например, между Беларусью и Россией. А Англия с Францией давно дружить начала? Отношения с Ирландией давно наладились? Шотландию вообще исключила из списка соседей. Германия со всеми дружит? А то Польша уже высказывалась. Да, вассалов у Германии не осталось - тут вся Европа постаралась, но уж и друзей тоже не густо. А Китай, кроме Камбоджи времен красных кхмеров, с кем дружит? С Маньчжурией? Тибетом? Японией? Да, а у Японии - Южная Корея давно в друзьях? Компенсации кореянкам за принудительную проституцию уже выплатили?
Крупные государства имеют свои интересы, которые очень часто не совпадают с интересами соседей, а это при различных весовых категориях часто приводит к неравноправным отношениям, а при схожих категориях - к враждебным.

Так что фраза некоего Кеннана (что за хрен вообще?) отчасти справедлива, особенно если выкинуть из нее слово "Россия", заменив ее на "большое государство"


СтарыйРусский05.09.2008 23:06:27

ЖБ, вообще-то финны при СССР были если не вассалами, то очень близкими к тому. Наверное, самыми близкими из капиталистов.


СтарыйРусский05.09.2008 23:04:31

//а что Китай?

Африканец, a Китай то, что, побыв довольно долго в друзьях (не в вассалах), он перерос во врага, а потом стал просто соседом - не другом, не вассалом, не врагом.

Но вообще-то, есть подспудное чувство, что с Китаем особенно не забалуешь.


Африканец05.09.2008 22:58:29

Сканди,

а просто не надо это дело без бутылки смотреть. Бутылку же надо рассчитать так, чтобы как раз на весь спектакль хватило. Литр-полтора вина в самый раз.


Африканец05.09.2008 22:56:52

ЖБ,

а вроде какие-то поползновения насчет НАТО и у финнов появились. Не на уровне верхов пока, но идея набирает популярность.


ЖБ05.09.2008 22:48:50

Конечно, не совсем правильно выводить национальную психологию из несложной разработки нескольких программистов
------------------------------

тем более если это были евреи


ЖБ05.09.2008 22:47:14

А про Финский пример - это, видимо, не мне. Я начало заварухи наблюдала из Швеции, а конец вообще плохо наблюдала - была в колорадских горах почти без интернету. ВМа не видела. А что было и где искать? Или это вообще не в связи с грузинскими событиями?
---------------------------------

да тут недавно намечалась небольшая дискуссия - почему Россия видит в НАТО врага и почему все ее демократические соседи рвутся в НАТО. ВИЗК и Резонер предположили, что это потому, что Россия их пугает постоянно, и они в НАТО видят защиту от агрессии России. А я им задал вопрос про финнов, немало пострадавших в прошлом от нашей агрессивности - почему они нас не боятся и в НАТО не рвутся.


Эио интересно05.09.2008 22:37:36

В нынешнем году компания Microsoft затеяла игру для программистов многих стран мира. Компания изобретала нестандартные ходы для популяризации своих новых технологий среди независимых разработчиков. Microsoft создала террариум. Всем желающим предложили населить его растениями и животными - травоядными и хищниками.
Программист задавал свойства существа (дальность зрения, максимальная скорость движения, сила атаки, сила защиты и т.п. - общая сумма была ограничена), алгоритмы его поведения (по какой траектории передвигаться; в каких случаях атаковать; есть все, что обнаружишь, или оставить немного на развод и т. п.). Трава росла. Травоядные ели траву. Хищники ели травоядных и друг друга. Тот, кто больше ел, больше размножался. Задача состояла в том, чтобы размножиться как можно больше, вытесняя конкурирующие разновидности хищников, травоядных и т.п.

Игра показала, что россияне плохо умеют изготовлять хищников, зато у них замечательно получаются травоядные. В ходе игры российские "коровы" победили всех конкурентов - за счет уникальной стадности и редкостного умения пакостить травоядным представителям других наций. По сути, российские разработчики были единственными, кто додумался, как сделать травоядных по-настоящему стадными.

По правилам игры, животным не разрешалось напрямую обмениваться информацией. Поэтому, пасущаяся с краю стада "корова" не могла сообщить коллегам об увиденной "траве" или приближающихся хищниках. Россияне придумали следующий алгоритм стадности. Если одна корова видела бегущую корову своего вида - она начинала бежать в том же направлении. Любопытно, что никто, кроме россиян, не додумался до такой идеи. По словам организаторов игры, именно эта не рассуждающая массовость принесла россиянам победу.

Второе изобретение российских программистов было поизощреннее. Если в поле зрения их коровы не было травоядных своего вида, а сплошь чужаки, российская корова с максимальной скоростью съедала всю доступную траву, ничего не оставляя "на развод". И погибала от голода вместе с чужаками. Сложная смесь самопожертвования и ксенофобии.

Обратите внимание - жертвуя собой, отечественные травоядные боролись не с хищниками. Они мешали хорошо жить травоядным чужой породы.

Конечно, не совсем правильно выводить национальную психологию из несложной разработки нескольких программистов - хотя бы и победителей крупного международного соревнования. Наверное, описанные выше свойства отечественных творений - не общий принцип. Но, возможно, достаточно показательная иллюстрация.


Сканди05.09.2008 21:57:57

//А мне спектакли Гришковца так нравятся, как есть, и ничего там сокращать не надо.

Африканец,
возможно, мне просто не повезло. Все три или четыре раза, когда я их начинала смотреть, была уже глубокая ночь. И каждый раз случалось одно и то же - поначалу вроде все клево и смешно и в точку, через полчаса-час тоже вроде еще клево и местами смешно, но уже тянет под голову подушку засунуть, а потом раз - и спишь. Может, просто начинать надо было в семь, а не в полпервого. Я еще раз попробую пожалуй.


Сканди05.09.2008 21:52:46

ЖБ,
я понимаю, что Искандер не может быть беспристрастен в этом конфликте, но сам стиль письма был такой, что его бы должно было стошнить это подписывать. Уж кто-кто, а он не мог не почувствовать.

А Битов как-то странно отзывает подпись. Где-то сказал, что дал согласие на подпись по телефону, не видя текста. А теперь говорит (вроде как говорит, я уж теперь ничему не верю), что и вовсе ни при чем. Думаю, что все же при чем. К сожалению. А сказать прямым текстом, что простите-извините, граждане, не видя подписал хрень - так не может, видимо.

А про Финский пример - это, видимо, не мне. Я начало заварухи наблюдала из Швеции, а конец вообще плохо наблюдала - была в колорадских горах почти без интернету. ВМа не видела. А что было и где искать? Или это вообще не в связи с грузинскими событиями?


ЖБ05.09.2008 21:26:43

Ну насчет того, кто там что подписал - Битов вон уже свою подпись отзывает, то есть говорит, что не подписывал.

Искандер все же абхаз, все-таки беспристрастно к Грузии не может относиться. А Сандро я как раз сейчас перечитываю...

У Гришковца про собаку нравится, но потом создалось такое впечатление, что он немножко повторяется. Плюс вот эти попытки высказаться по всем мировым проблемам...


ЖБ05.09.2008 21:23:18

Монголия - тож явный вассал. Финляндия, пожалуй, удержалась от того и от другого.
--------------------------

Финляндия - вообще нестандартный случай, хотя злобные планы Кремля для нее исключения не делали. Странные какие-то эти финны - вместо того, чтобы лечь под восточного соседа, сопротивлялись как могли, а теперь никаких компенсаций не требуют и даже в НАТО не просятся! Дикие люди, нецивилизованные...

кстати, на финский пример мне американская фракция так и не ответила :)))


Африканец05.09.2008 21:21:01

А мне спектакли Гришковца так нравятся, как есть, и ничего там сокращать не надо.


Африканец05.09.2008 21:19:27

СтарыйРусский,

а что Китай? Он в 1944 как-то ни во врагах, ни в вассалах не был, но раскрутился-таки потом на врага. Правда, не сразу. Зато Финляндия из врага переделалась в почти что друга. Иран еще был, вполне себе дружественный. А Великобритания, надо полагать, в 1944 году не была ни вассалом, ни врагом по причине того, что не была соседом СССР. Вообще, удивительно глубокий анализ мировой политики.


Сканди05.09.2008 20:33:51

//И ты на этом основании объявила весь съеденный прежде суп несъедобным.

Нет, просто до мухи я вспоминаю ранее съеденные супы с наслаждением, а после мухи у меня при мысли о тех же супах возникают ненужные ассоциации.

Да и то не всегда. К примеру, я до сих пор нежно и преданно люблю Неоконченную Пьесу. Да я и Сандро не перестала любить, собственно.


СтарыйРусский05.09.2008 20:28:59

хотя, конечно, всяко бывает. вот я щас вспомнил, что раньше я любил жареные каштаны. как-то однажды мы их нажарили на костре целую гору, сидели и ели. я полкаштана откусил, а на другую половину кто-то фонариком посветил. я смотрю - а там полно червяков жареных. ну я рот рукой зажал, и бегом в кусты.

с тех пор я жареные каштаны не ем.


СтарыйРусский05.09.2008 20:24:13

Сканди, это неудачный пример, поскольку все время втиснуто в одну тарелку супа.

Более правильнее было сказать, что вот ты многократно ела суп (пусть даже и без морковки и лука), а вот вчера обнаружила в супе муху. И ты на этом основании объявила весь съеденный прежде суп несъедобным.


Сканди05.09.2008 20:16:46

//Я так понял, что "я его любила местами-временами" - это о произведениях, а не о человеке.

СтарыйРусский,
угу, о произведениях, ты правильно понял. Но у меня это плохо разделяется, особенно когда про писателей и прочих инженеров душ человеческих речь идет. Это как в супе любить все кроме морковки и лука. Вроде технически их можно аккуратно выудить, разложить по краю тарелки, и наслаждаться всем оставшимся, но оно уже как-то не то.


СтарыйРусский05.09.2008 20:10:20

Сканди, a, тогда я тебя неправильно понял. Я так понял, что "я его любила местами-временами" - это о произведениях, а не о человеке.


Сканди05.09.2008 19:58:06

Хотя нет, не права я насчет советов, это Кеннановское "if they do not wish to be one, must reconcile themselves to being the other" скорее звучит как констатация неизбежного - не хочешь быть одним, ну так будешь другим.


Сканди05.09.2008 19:38:28

//Как то, что он сейчас сказал, отменяет то, что он уже написал/сделал?

Да мы уже с тобой ругались про это. Нет, подписанное Искандером не отменяет Сандро из Чегема, и эта смешная гришковцовая белиберда не отменяет его спектаклей (которые, конечно, далеко не Сандро, но все же лучше чем "Рубашка" ИМХО). Тем не менее - подобная хрень как ни крути влияет на мое отношение к автору.


Сканди05.09.2008 19:32:34

//Интересно, а разбор соседей СССР по состоянию на 1944 год подтверждает ли исходную теорию?

Да, я тоже про это подумала. Хотя разбирать, скорее, надо не на 1944 год, а лет на 10-15-20 позже, ибо Кеннан же пытался как бы давать советы соседним с Союзом странам на тему как себя вести. В смысле, я так его поняла, что не хотите быть вассалами, так объединяйтесь. Ну, с Восточной Европой все вышло как предупреждали - стали таки вассалами. Китай, побыв некоторое время другом, к концу 50-х стал явным врагом. Монголия - тож явный вассал. Финляндия, пожалуй, удержалась от того и от другого. С южными соседями не так однозначно. Вернее, надо временной промежуток точнее устанавливать.


СтарыйРусский05.09.2008 19:27:28

Сканди, моноспектаклей не видел. Точнее, видел один - как он на новый год в лифте в останкине застрял. Но строго говоря, это был не совсем моно-спектакль, поэтому я быстро на других проматывал. А еще я у него читал "Рубашку". Так и не понял, к чему все это написано.

//Да, а жалко. Я его любила местами-временами.

А вот это непонятно. Как то, что он сейчас сказал, отменяет то, что он уже написал/сделал?


СтарыйРусский05.09.2008 19:24:15

Африканец, ключевое слово тут "китай".


Сканди05.09.2008 19:18:52

// Это, конечно, полный привет

Да, а жалко. Я его любила местами-временами. Если бы эти его моноспектакли укоротить раза в три, были бы очень даже ничего.

Насчет одежды и вообще трепетного отношения к ресторанам - ага, забавно. Мне б в голову не пришло хоть как-то одеваться для посещения ресторана в гостинице, где я остановилась. Впрочем я, как и эти злосчастные американские военные, тоже, видимо, не привычная "к таким хорошим условиям и к шикарному отелю".

//а когда ревнивый глаз Кремля отделял себя от России?

Рeвнивый гляз Кремля никогда не отделял, это верно.


Африканец05.09.2008 19:06:53

С "русским писателем" это Гришковец Маху дал. Нельзя же так подставляться под атаку имени Хармса.

Интересно, а разбор соседей СССР по состоянию на 1944 год подтверждает ли исходную теорию? Хотя, если теория касается того, что видит, а что не видит зоркий глаз Кремля, то можно ли ее вообще как-то подтвердить или же опровергнуть?


СтарыйРусский05.09.2008 18:51:08

Сканди, а когда ревнивый глаз Кремля отделял себя от России?


СтарыйРусский05.09.2008 18:48:49

прочитал Гришковца. Это, конечно, полный привет, но кое что понравилось, особенно про плохо одетых американцев:

"Им было всё равно, что люди в гостиничный ресторан приходили одетые соответственно вечеру и уровню ресторана. Они громко разговаривали, хохотали и даже не предполагали, что кто-то может понимать то, о чём они говорят."

Лет 7-8 назад ко мне приезжала на интервью московская студентка на предмет поступления в аспирантуру. Вечером пригласил ее в ресторан. Смотрю - как-то мнется и вообще смущается. Какие, спрашиваю, проблемы? Да, отвечает, понимаете - я вечернее платье с собой не взяла.


Сканди05.09.2008 18:46:20

//резюме цитаты передано совершенно верно.

СтарыйРусский, да не,

я б сказала, что в оригинале скорее утверждается, что кремлевские вожди способны видеть в прочих государствах только недругов или вассалов. Перевод же читается как то, что, мол, так уж вот вышло, что в соседях у России либо враги либо вассалы. Оригинал говорит скорее о свойствах Союза, в то время как перевод скорее звучит характеристикой соседей России.


СтарыйРусский05.09.2008 18:36:00

...а вообще это напоминает цЫтату про клоунов и п.дарасов.


СтарыйРусский05.09.2008 18:35:05

"Среди соседей России нет никого, кроме врагов и вассалов".

Сканди, но согласись, что резюме цитаты передано совершенно верно.

Хотя оригинальная цитата, конечно, значительно саркастичнее. "Ревнивый глаз Кремля", это ж надо так сказать.


Сканди05.09.2008 18:05:10

ЖБ,

в оригинале было, насколько я понимаю, так:
"jealous eye of the Kremlin can distinguish, in the end, only vassals and enemies; and the neighbors of Russia, if they do not wish to be one, must reconcile themselves to being the other." Ну и сказано это было в 1944 году.

Я понимаю, что можно обсуждать фразу "Среди соседей России нет никого, кроме врагов и вассалов" в контексте нынешних событий, независимо от того, сказал ее Кеннан или не говорил, и если говорил, то когда и по какому поводу, но тогда любые претензии к самому Кеннану в связи с этой фразой звучат странно. А уж обвинять его в нензнаии географии и национальных культур - хм. Геграфию он учил разнообразно, в том числе на собственной шкуре. Языков знал штук 7 или 8, если не ошибаюсь. В общем, в невежестве его упрекать ИМХО странно.


ЖБ05.09.2008 17:13:18

а чего там такого в Википедии написано? дипломат, политолог, специалист по СССР. Что не так?

ну и цитату, думается, не Гришковец выдергивал и переводил :)) интересно, конечно, как оно в оригинале...


Любитель05.09.2008 17:07:54

Тютькин
Всё у нас хорошо. Все мои знакомые пересли с отечтвенных на иномарки. Мы правда купили дачу и вложились времонт. Тоже получилась иномарка.
Сосед по гаражу всё время порабатывал левым ремонтом. Теперь построил себе за городом двухэтажный гараж и котедж при нём. Будет тем же заниматся.
Задлбали пробки.
Про Росселя мы все забыли. Узнаю чего нибудб доложу.


Сканди05.09.2008 16:54:35

О, вот и Гришковец высказался по поводу России, Грузии и Америки.
По просьбе немецкой газеты написал комментарий к выдранной из контекста и неправильно переведенной цитате из Дж. Кеннана "Среди соседей России нет никого, кроме врагов и вассалов".

http://e-grishkovets.livejournal.com/48256.html

"Русские люди, в отличие от господина Кеннана, знают географию, знают национальные культуры, имеют в соседних странах друзей, родственников, коллег. В отличие от господина Кеннана, искренне переживают любые конфликтные ситуации, случающиеся между Россией и соседями."

Судя по всему, русский писатель (это он сам так подписался), перед тем как комментировать, даже в Википедию не глянул посмотреть, что за Кеннан такой. Зато написано душевно.


Любитель05.09.2008 15:20:32

Кстати о коллайдерах.
Несколько лет назад читал статью, о том, что аспирант физик в ОАЭ поставил эксперимент по получению чёрных дыр ч помщью лазерного излучения. Никаких протестов мировой общественности не наблюдаломь.
Теперь то же самое хотят сделать на колайдере. И вся общественность против.


Дображилатиль05.09.2008 14:08:57

Атеист, ни запускай калайдр а нито будет хуже!


Любитель05.09.2008 09:34:47

В чём досчтоинсто событий в Осетии.
До них мы только могли предполагать враждебность НАТо к РФ.
То есть НАТо офицально обучало чеченов разминированию. В программу входило предотвращение терактов в метро.
Взрыв в московском метро показал, что чечены всё усвоили и даже попытались убить целый поезд с млсквичами. Не вышло в силу малой грамотности минёров.
Но это всё какие то косвенные выводы.
Теперь НАТо прямо маячит за врагами РФ. Любому дураку можно показтаь эсминцы, которые вот вот начнут стрелять. Это прямое доказтельство, что НАТо своей задачи со времён СССР не поменяло.
Ну и что?
Страна с единственной партией - это ,по опреденлению страна третьего мира. Делаем профессию из своей неспособности создать современную экономику. Уныло всё это, а не патриотично.


Любитель05.09.2008 09:28:23

Привет всем
О дроблении России была такая теория одного сумашедшего по фамилии Бзежинский. Господин Бзежинский поляк, поэтому он не особо вникая в менталитет русскмх и чистуюарифметику представил себе СССР как огромную Польшу и сделал предсказания.
С точки зрения арифметики это нонсенс. Пусть в РФ 145 млн.чел. и она хочет разделится на шесть частей. Т.е. в каждой части 24 млн.чел. Допутим тех кто не хъочет разделения РФ всего треть т.е. 48 млн. чел. Что в этом случае произойдёт. Эти 48 млн., за "Единую и неделимую" вырежут поочерёдно всех сепаратистов, коих заведомо меньше чем стронников "Единой и неделимой". Что собственно и произошло в начале прошлого века. Красная армия в 3 млн.чел. поочерёдно вырезала всех сепаратистов.
Как же тогда распался СССР. Тут нужно сказать бальшое спасибо Горбачёву. Когда он спустил с цепи ГКЧП и эти клоуны начлди надувать щеки и делать вид, что вот сейчас они всех загонят в концлагеря число сторонников "великого и могучего" упало до нуля. И СССР сдох.


Гость05.09.2008 00:26:42

Война в Южной Осетии и Грузии всколыхнула эмоции, вызвала мощные патриотические, с признаками шовинизма, чувства в сердцах нашего народа. Достаточно послушать Михаила Леонтьева, чтобы ощутить на себе горячее дыхание ненависти. В сентябре можно ожидать мощную инъекцию псевдопатриотической апологии действительного со стороны людей прохановско-дугинского типа. Если почитать блоги, хотя бы в моей газете, то можно увидеть, что у многих так называемых «записных патриотов» блогосферы буквально сорвало крышу в припадке ностальгии по прошлому величию.

Представители этой «первой колонны», идеологически обслуживающей руководство, – всегда среди тех, кто в шовинистическом угаре одобряет неочевидные действия властей. Так было с требованием смерти троцкистско-бухаринской сволочи, расстрела паникеров и провокаторов, предупреждавших, что война с Гитлером на носу, бездумным одобрением ввода войск в Венгрию, Чехословакию, Афганистан. Они всегда одобряют любые репрессии против своего народа, будь то вейсманисты-морганисты или Солженицын. Всегда самым либеральным в их меню преследований инакомыслия является предложение лишить гражданства и выслать. Им очень хочется распространить агрессивный внешнеполитический курс на поиск, разоблачение и уничтожение «пятой колонны» внутри страны. Все это всякий раз выдается за патриотизм, поддержку курса на величие, надо полагать.

Однако всегда оказывается, подчеркиваю – всегда, так, что после смерти вождей и их курс подвергается беспощадной критике. Как ни странно, со стороны преемников прежде всего. Что, впрочем, и неудивительно, ведь они-то знают или догадываются об ошибке еще в момент ее совершения. Только боятся сказать об этом вслух.

Какое из решений прошлого выдержало проверку историческим временем? Введение однопартийной системы? Высылка Сахарова? Расстрел делегатов ХVII съезда партии или командного состава РККА? Оккупация восточноевропейских стран? Война в Афганистане? Поддержка национально-освободительного движения во всем мире? Расстрел забастовщиков в Новочеркасске? Вечное стремление «землю крестьянам раздать», будь то в Гренаде или Кабуле, всегда замешано на полном игнорировании интересов собственных крестьян. Потому что агрессивный интернационализм всегда требует усиления централизации власти и процедур принятия решений. Почти как в условиях военного времени.

За что были репрессированы и сосланы десятки миллионов крестьян и членов их семей в ходе поголовной коллективизации? Разве можно найти хоть в одной газете того времени открытое осуждение геноцида российского крестьянства? А всех, кто сомневался и «смел выйти на площадь в тот назначенный час», ожидало шельмование и преследование. Такова традиция. Традиция некритического «всенародного одобрения» действий власти. Нужно наконец-то понять, что в интересах России – подвергать скрупулезному анализу мотивы и последствия тех или иных решений высшего руководства. Это, конечно, должны делать политики и журналисты. Это их предназначение, их главная потребительная стоимость для общества. В отсутствие сегодня политиков, эта гражданская нагрузка почти целиком падает на пишущее сообщество.

Я считаю, что наши действия в ответ на развязывание войны Грузией были правомерными. Более того, в стиле Израиля в Ливане и Сирии, США в Афганистане и Ираке, а до этого еще и в Судане, у нас было легитимное обоснование желания уничтожить и подавить точки противника, угрожающие жизни наших граждан. Можно было почти легально уничтожить весь военный потенциал Грузии. И… отойти на исходные рубежи. Объявить встревоженным соседям из Украины и Прибалтики, что мы можем пообещать: вам бояться нечего, мы не будем бомбить ваши города, если не будет убийств российских граждан. Не тронете – можете не опасаться ничего. Эту логику в состоянии понять даже самые консервативные американцы.

Теперь о признании. Для меня это самый неочевидный шаг Дмитрия Медведева. Логика моих сомнений проста. Мы не признавали Южную Осетию и Абхазию 15 лет. Значит, это не соответствовало нашим национальным стратегическим интересам. Не могли такие разные люди, как Ельцин и Путин, случайно вести себя в этом вопросе одинаково. Нет, они не признавали эти республики совсем не случайно. Руководя таким сложным и противоречивым образованием, как Российская Федерация, оба наших президента понимали, что выполнить свою конституционную клятву о защите единства территории можно лишь, опираясь на принцип территориальной целостности. Принцип права наций на самоопределение в наших условиях несовместим с выживанием федерации. По крайней мере объяснить в те годы, почему чеченцы не могут жить отдельно, было нельзя. Кстати, Запад, скрепя сердце, но особенно после 11 сентября, признал легитимность использования любой силы в борьбе с чеченскими сепаратистами для обеспечения территориальной целостности.

Я беседовал со всеми ведущими западными дипломатами в Москве накануне признания независимости Косово. Все они говорили примерно одно и то же. Сценарий последующих действий был прописан понедельно, вплоть до учета пиков уличных протестов в Белграде с последующим принятием новой реальности. Все они в качестве реальной альтернативы ожидали признания Россией Южной Осетии и Абхазии. В конечном итоге взаимные претензии должны были бы аннигилироваться к взаимному удовольствию.

Но мы удивили. Россия не ответила. Не признала Южную Осетию и Абхазию. Для меня это совершенно очевидное подтверждение того, что признание сепаратистов не является нашим стратегическим приоритетом. Нас вполне устраивал мандат миротворцев и подвешенное состояние проблемы. Это в конце концов была головная боль Тбилиси.

И вот теперь, после провокации Саакашвили, мы, выступая вторым номером, действуя по навязанному сценарию, признаем сгоряча тех, кого не признавали на холодную голову. Я даже могу предположить, что Саакашвили, из ненависти к России и русским и будучи человеком не без способностей, как мальчиш-плохиш, решил сделать Главному Буржуину бесценный подарок – создать прецедент для последующей легитимизации растаскивания России по частям. Возможно, в этом и состоит миссия Саакашвили на этой земле. Он скоро уйдет, но удавшаяся провокация до конца дней будет греть его душу.

Наши лидеры неоднократно утверждали, что признание Косово откроет ящик Пандоры. Нас никто не послушал. Потому что США, Германии, Великобритании этот самый ящик Пандоры не страшен, там нет реального сепаратизма. Признанием Косово открывался ящик Пандоры для нас. Нет на земле страны, более всего способной пострадать от «принципа домино» в вопросах самоопределения наций. Так что его вскрывали скорее всего адресно.

Сейчас конъюнктура рынков и наших валютных запасов такова, что сила на нашей стороне, что и подтвердила Европа, продемонстрировавшая энергетическое миролюбие на своем саммите 1 сентября. Но что будет, когда бюджет станет дефицитным, а торговый баланс – с отрицательным сальдо? А это случится уже скоро, через пару лет. Колоссальные бюджетные обязательства растущего госсектора и монстров госкапитализма делают центральную власть уязвимой в глазах простых людей, электората. Я предсказываю рост сепаратистских настроений со стороны корыстных национальных элит, которые всегда склонны шантажировать центр в угоду своим материальным интересам.

Кадыров в Грозном ведет себя как король, вернее – шейх, раздаривая направо и налево «Лендкрузеры» футболистам и тренерам за победы в матчах чемпионата, четырехкомнатные квартиры и полмиллиона денег олимпийцам. Кто из губернаторов может себе такое позволить? В Амурской области одного любителя футбола немедленно сняли, как только узнали, что он поддерживает команду «Амур» за счет энерготарифа.

Конечно, мы являемся свидетелями компромисса между Центром и региональными элитами на Кавказе. Вы нам обеспечиваете порядок, отсутствие сепаратизма и правильное голосование, а мы вам – бюджетные ресурсы. При не очень пристальном внимании к тому, как они расходуются.

Как только элита столкнется с бюджетным напряжением, она перестанет быть лояльной. Это особенность региональной политики во всех странах, где этнические или религиозные меньшинства компактно проживают на той или иной территории.

Что мы теряли, если бы не признали эти республики? Деньги мы им и так даем. Теперь вот 10 миллиардов обещали. Они нам не дают ничего. Правда, в ресторане «Семифредо», в центре Москвы, я периодически натыкаюсь на никогда не унывающего лидера одной из теперь уже признанных республик в веселой компании, и, возможно, оплата его счета дает заметную прибавку в столичный бюджет. И все.

Мой ответ – ничего не теряли. После такого военного удара угроза возможного признания была бы более сильным переговорным ресурсом нашей страны в ее непростых взаимозачетах с Западом. Более того, в логике размещения в Европе своих элементов ПРО, на случай гипотетической угрозы со стороны Ирана, у нас появлялась возможность создать мощный военный укрепрайон в зоне конфликта. Поскольку враждебный, агрессивный и антироссийский характер тбилисского режима очевиден всем. Саакашвили не дает забыть об этом ни на день. Этого военного ресурса было бы абсолютно достаточно для гарантии безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Не скажу, что видел своими глазами стратегии Запада о расчленении России. Но мне очевидно, что Запад не будет испытывать дискомфорта, если Россия будет дробиться. Ему удобнее мелкие партнеры, с ними проблем нет. Вся постсоветская история доказывает это. Так что идеологическая поддержка принципа самоопределения наций на Кавказе будет обеспечена бюджетными тратами.

К сожалению, я практически не вижу способов удержать страну от распада, если не осуществить ряд непростых шагов. Мне кажется, что без принятия всенародным референдумом новой Конституции, превращающей Россию в унитарное государство, в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе единство страны будет сохранить очень трудно. Сейчас, при том ресурсе всех типов власти, что имеются в распоряжении Кремля, и том патриотическом подъеме, что царит в умах сограждан, это сделать пока еще можно. И не стоить забывать, что де-факто последние годы наша страна жила по принципам унитарного государства в вопросах распределения бюджета и кадровой политики. И ничего.

Константин Ремчуков, «Независимая Газета»



Комментарии (41): Сначала новые  |  Сначала старые

Рейтинг@Mail.ru